Поэт Дмитрий Антонович Сухарев.

Д. А. Сухарев

 Музы Д.А. Сухарева.

Сухарев (Сахаров) Дмитрий Антонович, родился 1 ноября 1930г. Среднюю школу закончил с золотой медалью. Потом окончил биологический факультет Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова (1953) и аспирантуру (1956). Живет в Москве. Дмитрий Антонович Сухарев – ученый. Известен трудами в нейробиологии и физиологии человека и животных. Доктор биологических наук. Лауреат премии им. Л.А.Орбели. Действительный член Российской Академии естественных наук. Почётный член зарубежных научных обществ. Его интересует высшая нервная деятельность человека и связь мозга с познанием и поведением. И он этим занимается всю жизнь.


“Нейрофизиология – это не романтическая работа. Это препарат с нервными клетками, надо разбираться в потенциалах, надо делать километры записей. Но если это полюбить, то это, конечно, тоже очень увлекательно. Мне это и было, и есть очень интересно, поэтому я продолжаю жить в этом”, – говорит Дмитрий Антонович Сухарев.
Но у него есть еще один мир. Это – поэзия. В ней другие нервы – оголенные. Каждая клеточка их полна ощущениями радости и боли, страхом и надеждой. Иногда они звучат набатом. Бьют в колокола. Они так беспокойны, тревожны и чувствительны, что могут разорваться. Они – источник ненависти и любви. Но чаще – любви.
Дмитрий Сухарев – поэт, большой, талантливый, искренний и настоящий. При МГУ создается литературное объединение под руководством поэта, Николая Старшинова. Староста его – аспирант Дмитрий Сухарев, автор лирических стихов и песен, активный участник капустников и спектаклей.

Дмитрий Сухарев
Дмитрий Сухарев

Это совместное университетское время вспоминает Верната Гречко :
“В 1949 году на летней практике в Болшеве, студент-первокурсник Митя Сахаров, сыграл роль Ломова в Чеховском “Предложении”. Спустя 43 года, он вместе с Сергеем Никитиным написал на тему “Предложения” бард-оперу “А чой-то ты во фраке?”, которая с неизменным успехом идет в театре “Школа современной пьесы” в Москве. В аспирантские годы он много сочинял для факультетских самодеятельных спектаклей. Началом творческой биографии Мити Сахарова на факультете, можно считать его деятельное участие в 1954-55 годах в создании спектаклей “Все – свои” и “Комарики”. Это он придумал: “Ведь в этом зале мы все свои, и нас послали все свои..0”, и вместе с Лялей сыграл, спел и “скан-канил” классическую сцену оперетты. В эту яркую пору жизни на Биофаке, ряд песен Гены Шангина-Березовского, были созданы на стихи Мити, он также явился полным автором – “Песенки про дятла”, песни “Бегемоты” и других. Митя стоял у истоков и самодеятельного движения на Биофаке, и вообще самодеятельной песни в нашей стране. Движение бардов, как их стали называть позже, началось на Биофаке и конкретно на курсе Мити Сахарова и Гены Шангина-Березовского. Их песни буквально взорвали застолбеневшее в определённых традициях, песенное поле того времени. Они были приняты студенчеством с восторгом и поются до сих пор, не теряя глубоко искренней, радостной или печальной поэтичности, свежести мелодики, способности проникать в любые души. В те годы, никто и не сомневался в “первородстве” этих авторов и этих песен. Все – и Ю. Визбор , и В. Борисов , и В. Волков , и А. Якушева , и С. Никитин , и В. Берковский – почитали их и шли следом.
Сегодня поэт Дмитрий Сухарев – признанный всеми: и авторами, и слушателями – патриарх этого жанра искусства. Очень популярны его песни “Вспомните, ребята”, “Альма-матер”, “Брич-Мулла”, “О сладкий миг” и другие, созданные в соавторстве с Виктором Берковским и Сергеем Никитиным, творческое содружество с которыми началось в 60-е годы. Интонация этих песен узнаётся буквально с первых слов, она привнесена в его поэтику Биофаком тех лет, его стенами, его атмосферой, его связью с природой, его исключительными и редкими в человеческой популяции людьми, а также той деятельностью в науке, которой Митя посвятил свою жизнь.”
(htp://www.famhist.ru/famhist/biofak/00062c15.htm сайт Семейные истории)
Стихи и переводы поэзии Д.Сухарева впервые публикуются с середины 1950-х . Его заметила тогда популярная “Юность”, а затем и солидный журнал ” Новый мир”. –
“Я самотеком, по почте, послал свои стихи в «Новый мир», и там они прошли. Мне позже рассказывала заведующая отделом поэзии, София Григорьевна Караганова, что у них на почте сидел симпатичный критик, Лев Левицкий. Если он чего-то отбирал, он передавал это Карагановой, та – члену редколлегии, Маргарите Алигер; на четвертом этапе стихи смотрел Твардовский. И если они эти четыре фильтра проходили, то тогда их печатали. И вот «Новый мир» стал меня печатать.. “(Из беседы с Л. Борусяк)
Первый цикл стихов Дмитрия Сухарева, вошел в сборник молодых поэтов ” Общежитие”, в 1961 г. Затем вышли его стихи отдельной книгой ” Дань”, в 1963г., сборники” Прекрасная волна” (1967),” “Главные слова “(1977),” Ковчег” (1979),” При вечернем и утреннем свете” (1989), “Холмы” (2001, Иерусалим) и др.
Член Союза писателей с 1964. Дмитрий Сухарев – автор семи поэтических сборников. Он составитель издания “Авторская песня. Антология” (2002 г.).
Бремя славы его не обошло. Хотя пишет он по -другому. Ну это из скромности.
– Бремя денег меня не томило,
Бремя славы меня обошло,
Вот и было мне просто и мило,
Вот и не было мне тяжело.
Что имел, то взрастил самолично,
Что купил, заработал трудом,
Вот и не было мне безразлично,
Что творится в душе и кругом.
Бремя связей мне рук не связало,
С лёгким сердцем и вольной душой
Я садился в метро у вокзала,
Ехал быстро и жил на большой.
И мои золотые потомки
Подрастут и простят старику;
Что спешил в человечьем потоке
Не за славой, а так – ко звонку.
Что нехитрые песни мурлыкал,
Что нечасто сорочку стирал,
Что порою со льстивой улыбкой
В проходной на вахтёра взирал.”
Д. Сухарев – лауреат премии “Новой газеты”имени Андрея Синявского,”За благородство и творческое поведение в литературе” (2000 г.) и лауреат Государственной премии имени Булата Окуджавы (2001 г.). Премия Союза писателей Москвы “Венок” (2004). В 2018 году издано полное собрание сочинений Д.Сухарева в четырёх томах .

 Родной Узбекистан.

Он родился в хлебном, многонациональном и дружелюбном Ташкенте:
” Мы коренные ташкентцы, несколько поколений там жили. Мне кажется, что по линии матери это были чуть ли не самые первые поселенцы. Среди них был и мой прапрадед, Владимир Федорович Карташевский. Одни про него говорят, что он был инженер и строил железную дорогу, а другие, старшие, кого я еще застал, говорили, что он был архитектором. В общем, я не знаю, но он был с самого начала русского Ташкента. Это мои родственники по матери. А родственники по отцу жили в Андижане, хотя тоже довольно давно. В Андижане родились все дети моих деда и бабушки по отцу. Перед самой революцией 1917-го года они переехали в Ташкент, потому что надеялись спасти свою дочь. Она тяжело очень заболела, а в Ташкенте доктора были лучше. И вот они переехали в Ташкент. В результате получилось, что обе семьи, и мамы моей, и отца, жили в Ташкенте..
..По материнской линии они были даже дворяне. А по отцовской – нет. Дед мой по отцу, служил в армии простым солдатом. Он был из духовного звания, но у его отца сан небольшой был: может быть, он был дьяконом. Он служил в Волоколамском уезде под Москвой. А после того, как дед отслужил в армии, он нанялся на работу в торговую фирму, которая перебрасывала товары, шедшие с караванами. Тетка моя, которая девочкой еще все это застала, очень красочно рассказывала, как в Андижан приходил караван, а впереди шел белый верблюд. И вот все это поступало потом на склад, которым заведовал мой дед, а дальше ему нужно было все это перекинуть в Оренбургскую губернию. Это было еще до строительства железной дороги, то есть давно. И поэтому, мы все такие пропитанные этим туркестанским краем. Он очень почитается в нашей семье. Вот другие москвичи ругаются на то, что у нас тут киргизы сейчас появились и узбеки, а я рад.” ( Из беседы с Любовью Борусяк.)
“Я умел по-узбекски. Я купался в украинской мове. И на идиш куплетик застрял, как осколок, во мне.”,– писал Сухарев.
Дмитрий Сухарев, русский человек и русский поэт, горячо любит всем сердцем родной Узбекистан, Он восхищен щедростью и теплотой людей, населяющие страну, Его волнуют их радости и тревоги. Величественные горы, уходящие в глубокую высь, стремительные реки, грозные ущелья и опасные перевалы он видел не только в мечтах. Шел. Преодолевал. Вдыхал их воздух. И силу. Они помогали раскрыться его поэтическому таланту.
“Этот мир был моим – и знаком
Не деталью, а весь целиком,
И лепился любовью и болью.”
Сухарев – вдумчив. Мысли его, душа, полны переживаниями за родину. Он вслушивается в её рыдания и мольбы. Он – философ. Выводы жизнью и поэзией выверены.
“Пустыня плачет голосом шакала.
На сухаре посверкивает соль.
Соль неба — звёзды.
Соль земли — работа.
Пустыни соль — солёный солончак.
О чём он молит, жалкий хан барханов?
Чтоб солью неба стала саранча?
Видали мы дела такого рода —
И кровь солила землю, и слеза!
Зато мы знаем:
Соль земли — работа,
Соль солнца — виноградная лоза
Когда у стен мы слышим стон шакала,
Нам не забыть: пустыня — это кара
За наши распри.
Это их плодов
Она алкала!”
В войну жил он, подросток, в глубоком тылу. Далеко от войны Но помнит ту горемычную пору не по рассказам. Он – очевидец. “..Ташкентский перрон принимал, принимал, принимал эшелоны. (А нас, голодных, босых, измученных встречал самаркандский вокзал и бедный нищий кишлак. М. Р.)

Ташкент.1941
Ташкент.1941

“Погорельцы и беженцы падали в пыль от жары.
Растекались по улицам жалкие эти колонны.
Горемычная тьма набивалась в дома, наводняла дворы.
И на нашем дворе получился старушек излишек.
Получился избыток старух, избежавших огня.
И старухи старались укрыться под крыши домишек,
Ибо знали такое, что вряд ли дошло б до меня.
А серёдкой двора овладели, как водится, дети,
Заведя, как положено, тесный и замкнутый круг.
При стечении лиц, при вечернем и утреннем свете
Мы, мальчишки, глядели на новых печальных подруг.”

Дмитрий всегда вспоминал с добрым чувством тот дружеский двор и круг, где вырос:
“Я по-прежнему там,
где, кружась и держась друг за друга,
Люди нашего круга
тихонько поют от души.”

 Дмитрий Антонович Сухарев – бард.

 

Из поколения шестидесятников. Он и поэт, и композитор и исполнитель в одном лице. Но главным из трёх – создатель, творец текста. Он – автор идеи, конструктор, который воплощает её в модель. И технолог. Без него вообще ничего не получится. Но рождается раньше – поэзия. Дух. Смысл.Чувства. Некоторые считают, и я в том числе, что самое лучшее в бардовской песне – это музыка, её высокая красота. И воплощается она в песне. Музыка дает песне крылья для взлета. Хорошая музыка – для высокого полета. Многие стихотворные произведения у Сухарева мелодичны – музыкальны. Может быть потому, что обучали его музыке с детства.
Почитайте, послушайте Чупу!
” Чупа
Стучи, машина! Курс норд-вест!
Чупа вовек не надоест,
Чупа — столица наших мест,
В ларьке сметана.
Куда ж нам плыть, как не в Чупу?
Плывём, шугу круша в щепу,
И тает иней на чубу
У капитана.
Привет Чупе! Чупа — приют,
Чупа уютней всех кают,
Бичи печально соки пьют,
А ну, плесни-ка!
В Чупе светло и без движка,
Куснёшь с дорожки пирожка,
А в нём морошки с полмешка,
А в нём — брусника.
Чупа — черта, сиди и пой.
А что там дальше за чертой?
Как нас погладят за Чупой
Шершавой лапой?
В Чупе в кино идёт «Чапай»,
А ты на станцию ступай,
Билет чупейный почупай
И к югу чáпай.”
1984
“Отношения с музыкой у меня очень любовные, душевные, она для меня — высшее из искусств. Если бы имел возможность выбирать, то писал бы не стихи, а музыку. Из композиторов абсолютным кумиром долго был Рахманинов, позже выбор не раз уточнялся. Чаще других вещей слушаю, пожалуй, Вторую симфонию Скрябина. Она не относится к его знаменитым гремучим опусам, их я скорее недолюбливаю, а Вторую, особенно в её пасторальных разделах, знаю наверно от первого до последнего такта. Очень близки романтики, особенно Шопен. Люблю слушать щедринское переложение «Кармен». То есть, вкусы вполне демократические, без изысков. К классике я пристрастился в музыкальной школе, позже много слушал в студенческие годы. Биофак МГУ был в двух шагах от консерватории, после занятий мы бегали на бесплатные классные вечера — студенты играли свои программы, профессура слушала. Меня музыка тянула к себе довольно долго..
Я учился на виолончели. В эвакуации выпала редкая удача, я попал к изумительному педагогу. Голод, вши, горе людское кругом, а в классе Андрея Семёновича Мельникова, наперекор войне, царили музыка и любовь. И для меня – это самые дорогие воспоминания. Школа была ташкентская, при центральном Дворце пионеров. Вообще-то это был дворец великого князя, которого туда сослали за любовь к женщинам. При советской власти он стал дворцом пионеров. На территории этого «княжества» был ещё флигель, а во флигеле размещалась музыкальная школа. Там я занимался не только виолончелью, но и по классу ансамбля, и в оркестре играл. Как это было хорошо! До войны я тоже немного успел походить в музыкальную школу, там у нас главной достопримечательностью был мальчик постарше — Слава Ростропович. Счастье длилось недолго. Едва немцев отогнали от Москвы, и Театр Революции, в котором моя мать работала актрисой, вернулся из эвакуации. Был ещё 43-й год — целых два года до Победы. Москва холодная, пустая, отец на фронте. Мама пристроила меня к несчастному такому старичку-виолончелисту из театрального оркестра. После Мельникова мне было просто невозможно с ним заниматься, бросил.” ( Из интервью с Сергеем Трухановым).

 Отзыв Ю.Визбора.

Сохранился отзыв звезды – бардовца Юрия Визбора о Д.А. Сухареве.

Ю. Визбор
Ю. Визбор

“Дмитрий Антонович Сухарев, протоптал свою тропу в песенной поэзии – неспешно, но основательно и надёжно. Он – глубокий гуманист, это его личное качество, научиться этому совершенно невозможно. Это нужно просто иметь. Поэтому Сухарев – отдельное явление в нашей песенной поэзии. Его поэзия штучна, его тропинка – индивидуальна. И когда он пишет: “Мы живы, покуда поём, пока наши песни не лживы”, – то так оно и есть. Он – един в своих помыслах и поэтических идеях, его человеческое достоинство всегда было совместимо с достоинством поэтическим. Известно, что бардовская песня переживала различные времена, и во все эти времена волнообразно накатывались различные моды, веяния, поветрия. Дмитрий Антонович неспешно и упорно следует своей дорогой. “Старым путём, милым путём в Звенигород, в Звенигород идём”. Всю свою песенно- поэтическую жизнь он твёрдо следует к одной цели, каждый раз достигая её и каждый раз начиная этот путь снова. Цель эта – несказанная поэтическая драгоценность. Её имя – интонация. Она – одновременно и цель, и средство. Поэтому его песни не стареют. Песенный герой Дмитрия Антоновича – не интеллигент, но интеллигентен. Его песни просты, но не простецкие. Его постоянный герой – человек, который любит другого человека. Лично о себе Сухарев всегда говорит с лёгкой, свойственной настоящим мастерам, мудрой иронией. Но своего героя он любит, а это тоже не часто встречается. Он не отправляется за ним в далёкие края. Он не прячется за северные горы, бушующие моря и прочую романтику. Места, где появляется его герой, весьма скромны двор, вагон, поляна, бульвар, тропинка. Да, в Париже, на пароходике, плывущем по Сене, он, его герой, точно такой же, каким он был на пароходике, шлёпающем по Оке в Голутвин. Щемящая, раздирающая сердце интонация этого стиха, соединённая с великолепной музыкой Сергея Никитина, стала одной из лучших их песен (“Пароход”). Он работал со многими одарёнными композиторами: Г. Шангиным-Березовским, В. Борисовым, В. Берковским, С. Никитиным. Мне доводилось не раз наблюдать процесс рождения их песен, эти домашние университеты. Дорабатывал ли поэт свои стихи? О, да. Иной раз – в течение не одного месяца. Живой процесс взаимного творчества – вот что это было. Но чаще всего, Дмитрий Антонович выступал в роли селекционера нот, и, надо сказать, вкус его никогда не подводил. Я давно люблю Дмитрия Антоновича Сухарева, я старый поклонник и почитатель его замечательного таланта. Я горжусь тем, что мой друг – крупный учёный и зрелый поэт, который когда-то очень давно где-то возле Звенигорода пошёл своим путём. От человека к человеку. От сердца к сердцу. Старым путём и, между прочим, милым путём..” (“Старым путём”, газета Московского КСП “Менестрель”, * 8, 1980)

С Виктором Берковским.

Сухаревские песни “Альма – матер”, ” Вспомните, ребята”, “Бричмулла” стали широко известны и любимы многим, благодаря не только его талантливым стихам, а потому еще, что попали они в мастерские руки. Интересно, что композитором многих его произведений, которые стали хитами, был ученый – технарь, профессор Виктор Семёнович Берковский, который в свободное от научной и преподавательской работы, сочинял музыку.

В. Берковский
В. Берковский

 

Он – страстный бард и автор музыки более 200 песен. Судьбы жизненные Сухарева и Берковского во многом схожи. Отцы их воевали в Отечественную. Они, по возрасту – не успели. Но память о ребятах, которые ” шагали от военкомата с бритыми навечно головами” соединила поэта и композитора в совместной душевной песне.
” Вспомните, ребята.
Вспомните, ребята, поколение людей
В кепках довоенного покроя.
Нас они любили,
За руку водили,
С ними мы скандалили порою.
И когда над ними грянул смертный гром,
Нам судьба иное начертала –
Нам, непризывному,
Нам, неприписному
Воинству окрестного квартала.
Сирые метели след позамели,
Все календари пооблетели,
Годы нашей жизни как составы пролетели –
Как же мы давно осиротели!
Вспомните, ребята,
Вспомните, ребята,-
Разве это выразить словами,
Как они стояли
У военкомата
С бритыми навечно головами.
Вспомним их сегодня всех до одного,
Вымостивших страшную дорогу.
Скоро, кроме нас, уже не будет никого,
Кто вместе с ними слышал первую тревогу.
И когда над ними грянул смертный гром,
Трубами районного оркестра,
Мы глотали звуки
Ярости и муки,
Чтоб хотя бы музыка воскресла.
Вспомните, ребята,
Вспомните, ребята,-
Это только мы видали с вами,
Как они шагали
От военкомата
С бритыми навечно головами.”

 Песня совершает чудеса.

..Я наблюдал за зрителями во время чтения В. Сухаревым своих стихов. Они аплодировали ему. Дружно. С уважением. Когда же звучала его песня – весь зал пел. Воодушевленно. Радостно. Я воочию убедился в преимущесте песни над текстом. А если эта песня еще несет себе глубокий смысл, драму, трагедию, то она совершает чудеса.

А. Вертинский
А. Вертинский

Александр Вертинский вспоминал событие, которое произошло на его выступлении в Черновцах, еще румынском городе. Он исполнял очень драматическую песню. Она так тронула присутствующих, что “Зал грохнул.. Точно почувствовал, что это сейчас уже не концерт, а суд.. публичная казнь, возмездие, от которого некуда деться.. как на лобном месте.Толпа неистовствовала. Стучали ногами.. кричали.. свистели.. И ломились стеной к эстраде”.

Бардовская, самодеятельная, туристическая, студенческая песня исполняется обязательно под акустическую шестиструнную или семиструнную гитару. Нетрудный в походе инструмент, порой заменяет целый оркестр. Игрой своей выражает душу и искренние чувства исполнителя. Лучше всего песня исполняется и слышится у костра, у палатки, в студенческом общежитии. Там, где она родилась – не в домашних парниковых условиях, не в каменных городских джунглях, а в нелегких турпоходах, в путешествиях, в стройотрядах, в геологоразведочных экспедициях, на биостанциях, в кругу любителей природы. Песня – детище: собственное, выращенное авторским интеллектом и живой природой. Песня о дружбе и любви, о Родине, о верности и чести, о добре и зле, о смысле жизни. О войне и военном детстве.

Б. Окуджава
Б. Окуджава

Как сказал Булат Окуджава : “Это мой крик, моя радость и моя боль от соприкосновения с действительностью.”

На бардовских встречах.

 

– Жениться, сын, женись,
Коль время подоспело,
Но только не ленись,
Ищи жену умело.
Старайся освежить
Подвянувшие гены,
Чтоб жить нам не тужить
Под флагом гигиены.

Татарка – вот огонь,
Не гены, а подарок!
Татарку пальцем тронь –
Останется огарок.
Голубит допьяна!
Воспряло б наше древо!
Обидно, что она
Не прочь гульнуть налево.

Бери жену позлей –
Полячку, для примера:
На нас, на кобелей,
Нужна крутая мера.
Красива и статна,
Не девка – королева!
Обидно, что она
Не прочь гульнуть налево.

Еврейка – вот душа,
Притом в уютном теле!
На кухне хороша
И ласкова в постели.
Роскошная жена –
Пленительная Ева.
Обидно, что она
Не прочь гульнуть налево.

Не знаю, как и быть…
А может, по старинке
Невесту раздобыть
В архангельской глубинке?
Вот счастье! – царство льна,
Стеснительная дева…
Обидно, что она
Не прочь гульнуть налево.

А впрочем, сын, пора
Оставить эту ноту:
Ведь глупо ждать добра
От брака по расчёту.
Когда самой судьбой
Предъявится невеста,
Тогда само собой
Нам станет всё известно.

Эту шуточную песню, Дмитрий Сухарев исполнял на многих бардовских встречах. Издана была в 1978г.
В истории авторской песни записано, что в начале 1950-х годов, мощный пласт авторских песен появился в студенческой и аспирантской среде: на биологическом факультете МГУ (известнейшими авторами этой плеяды стали Ген Шангин-Березовский, Д. Сухарев, Л. Розанова) и в Педагогическом институте им. Ленина (Юрий Визбор, Юлий Ким, Ада Якушева).
В мае 1967 года, состоялся первый общемосковский слёт КСП, где уже блистали новые имена: Александр Галич, Сергей Никитин, Евгений Клячкин.

Рождение Бричмуллы.

Одной из вершин бардовского песенного творчества Дмитрия Антоновича Сухарева, на мой взгляд, стала знаменитая песня “Бричмулла”, которая имеет биографические отметины. Как рассказывает автор, расстояние от Ташкента до Бричмуллы- ( это реальный кишлак, не сказочный Гель-Гью из Александра Грина ) – преодолевалось за два дня, с ночевкой в пути, никакого транспорта не было. Некоторые приезжали на велосипедах, но чаще приходили пешком, совершая длительное и нелегкое путешествие.
Из письменных воспоминаний Дмитрия Антоновича :” Чтобы попасть туда, надо было заранее позаботиться о каком-нибудь транспортном средстве. Обычно это была арба. В середине дня арба подъезжала к дому. На нее грузились посуда, кастрюли, ведра, продукты из тех, что трудно было добыть в Бричмулле (например, рис, макароны), и постели. Одеяла раскидывались на помосте арбы толстым слоем, на него пассажиры усаживались, а то и ложились. Возница-арбакеш сидел на лошади, поставив ноги на длинные оглобли. Ехали до темноты, останавливаясь на ночлег в одном из селений, вблизи того места, где сейчас плотина и мост через Чирчик. Из Искандера выезжали рано утром. Прежде всего переезжали на пароме через Чирчик, а затем уже ехали по левому берегу через Ходжикент и Юсупхану в Бричмуллу. Перед самой Бричмуллой надо было перебраться на другую сторону Чаткала, текшего в глубоком ущелье (сейчас все это глубоко под водой Чарвакского водохранилища). Мост был старый, покорежился, сгорбился, изобиловал дырами, и переезжать по нему не рисковали: весь скарб перегружали на ишаков и далее три-четыре километра шли пешком, рядом с ишаками..Мы возвращались в Ташкент более сильными, ловкими, натренированными походами, часто очень трудными и полезными.
Бричмулла запечатлелась у меня как лучшее, красивейшее место на земле. Она обогатила меня. И до сих пор для меня лучше, чем Бричмулла, нет ничего на свете! ”

“Брич-Мулла”.
Сладострастная отрава – золотая Брич-Мулла,
Где чинара притулилась под скалою.
Про тебя жужжит над ухом вечная пчела:
Брич-Мулла,
Брич-Муллы,
Брич-Мулле,
Брич-Муллу,
Брич-Муллою.
Был и я мальчуган и в те годы не раз
Про зеленый Чимган слушал мамин рассказ,
Как возил детвору в Брич-Муллу тарантас –
Тарантас назывался арбою.
И душа рисовала картины в тоске,
Будто еду в арбе на своем ишаке,
А Чимганские горы царят вдалеке
И безумно прекрасны собою.
Но прошло мое детство и юность прошла,
И я понял – не помню, какого числа,-
Что сгорят мои годы и вовсе дотла
Под пустые, как дым, разговоры.
И тогда я решил распроститься с Москвой
И вдвоем со своею еще не вдовой
В том краю провести свой досуг трудовой,
Где сверкают Чимганские горы.
Мы залезли в долги и купили арбу,
Запрягли ишака со звездою во лбу
И вручили свою отпускную судьбу
Ишаку – знатоку Туркестана.
А на Крымском мосту вдруг заныло в груди,
Я с арбы разглядел сквозь туман и дожди,
Как Чимганские горы царят впереди
И зовут и сверкают чеканно.
С той поры я арбу обживаю свою
И удвоил в пути небольшую семью,
Будапешт и Калуга, Париж и Гель-Гью
Любовались моею арбою.
На Камчатке ишак угодил в полынью,
Мои дети орут, а я песни пою,
И Чимган освещает дорогу мою
И безумно прекрасен собою!”

Бричмулла.
Бричмулла.

Бричмулла, сегодня – кишлак Бурчи-Мулло, расположен на северо-востоке Ташкентской области, в 100 км от столицы, на западной оконечности Коксуйского хребта Западного Тянь – Шаня, на высоте 960 метров над уровнем моря, у водохранилища. Летом здесь намного прохладнее, чем в Ташкенте – температура не поднимается выше плюс 30. Зато зимой стоят сильные морозы. Населенный пункт получил широкую известность благодаря популярной песне Сергея Никитина, на стихи Дмитрия Сухарева “Бричмулла”. Поселок, притулившийся к горе, стал символом Родины для каждого человека. У каждого своя Бричмула. У кого- то город Каргополь.
– Он город невелик,
А забыть его мне сердце не велит:
Может, он и мал слегка,
Да Онега велика,
Да немерены леса,
Да без края небеса. – ( “Каргополочка” Д. Сухарев 1963г.)
У моей жены Евы тоже сердце щемит, когда вспоминает родное гнездо – село Великий Кучеров, расположенное в Карпатских горах.
Слушатели на концертах Никитиных повторяют слова этой несни и не скрывают свою нежность и любовь к Бричмулле.
Название песни тоже имеет свою историю. Кое – кому не нравилось слово ” Мулла”. Редактор, чтоб “не дразнить гусей,” убрал черточку между словами. С названием поселка -” Брич – Мулла”, связана старинная легенда, которая и сегодня очень поучительна для всех нас.

Сегодня. Во время короновир
Сегодня. Во время короновируса.

Жили в этом селе люди, погрязшие в пороках. Они воровали, брали взятки, предавали друзей, обманывали и бездельничали. Б-г увидел такое поведение, разгневался и решил жителей селения наказать, посылая им несчастья : землетрясения, наводнения, засуху и заразные вирусы. Не знали люди, как прекратить эти напасти. Но однажды зашел в поселок священнослужитель и обратились сельчане к нему за помощью. Он помолился и объявил собравшимся: “Вы прогневали всевышнего, потому что не следуете заветам пророка. Вы думаете о желудке, но не о душе. Вы обманываете бедных и ничего не даете страждущим. Но я вам помогу. Вы должны изменить свой образ жизни, а я попрошу Аллаха простить вас”. Жители поселка старались исправить свое поведение, а мулла так истово молился, что Б-г смилостивился и простил людей, перестав насылать на них несчастья. Селяне стали благодарить муллу, но тот отмахнулся: “Не благодарите, это мой долг!”. С тех пор это место так и называется – “брич”-долг, “мулла”- священник.

Чимганские горы.
Чимганские горы.

Сергей Никитин, композитор, старинный товарищ по братству бардов, сочинил замечательную музыку к этой песне Д. Сухарева. К слову, Сергей Никитин и его жена Татьяна, тоже ученые – кандидаты физико-математических наук. С. Никитин говорит, что мелодия к “Бричмулле” пришла к нему оттуда, сверху, с небес.

С. Никитин
С. Никитин

 Жизнь продолжается.

 

Д.А. Сухарев и сегодня работает, пишет.(- Пусть поистёрся, но потрясён / Тем, что маршруты мои не нарушены.-)

Дмитрий Антонович Сухарев
Дмитрий Антонович Сухарев

Последняя книга его – “Голошение волн”. Она посвящена Узбекистану.
Д.А. Сухарев утверждает, что мы живы, пока поем. Так и песня называется.
“Мы живы, покуда поем”.
Стихи Дм. Сухарева Музыка В. Берковского
***
Мы живы, покуда живём, Покуда хватает закваски,
Пока мы легки на подъём. И смотрим вперёд без опаски.
В гитары уткнув животы, Мы в землю упёрлись ногами,
И видно звезде с высоты, Как ширится песня кругами.
Мы живы, покуда поём, Покуда не ищем наживы,
Пока мы стоим на своём, Пока наши песни не лживы.
А песню подхватит любой, А песне найдётся работа,
Покуда в ней нашей судьбой Оплачена каждая нота.
А песня готова на бой, А песня на плаху готова.

****************
Видео- клип. Бричмула Олега Якупова

https://youtu.be/QXa60kmdQ8I Никитины

Михаил Ружанский.