Метрополитен музей. Часть 3: Отдел рисунков и оттисков

Метрополитен музей поздним вечером

Введение

В третьем разделе нашего знакомства с МЕТ музеем мы познакомимся с “Отделом рисунков и литографий“.
МЕТ музей располагает одной из крупнейших в стране коллекций Западного рисунка, гравюр и литографий, охватывающей период от XV века до наших дней.

“Сила оттиска” – богатейшая коллекция музея

Рисунки можно увидеть в богатейшей экспозиции самых разных гравюр, которые совершенно справедливо названы “Сила оттиска” .






Это название связано с тем, что и ксилография, т.е. гравюра, отпечатанная с рисунка, вырезанного на дереве, и линогравюра (на линолеуме), и литография (на особом известковом камне), и столь любимый Рембрандтом офорт (на металле) зиждутся на предваряющем резьбу рисунке, который и является их основой.

Корнелиус Вандербильт II
Корнелиус Вандербильт II

Начало коллекции было положено в 1880 году, когда Корнелиус Вандербильт II передал в дар музею 670 работ старых европейских мастеров. Со временем коллекция пополнилась работами великих художников: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанарроти, Рембрандта Харменса ван Рейна и Франсиско Гойи.
Позднее, в отдел включили собрания Юниуса Спенсера Моргана II, который представил широкий спектр материалов с шестнадцатого века, в том числе 2 древесных блока и многие отпечатки Альбрехта Дюрера c 1919 года.

Рембрандт.Тайная вечеря-1635 г. Три креста.
Рембрандт.Тайная вечеря-1635 г. Три креста.

Отдел рисунков и оттисков также включает гравюры Ван Дейка, Э. Дега, Тициана , М. Кассат ( Mary Cassatt). Ныне, это одно из самых полных хранилищ оттисков в мире.

Эдгар Дега. Сидящий Мане
Эдгар Дега. Сидящий Мане

Очень интересна работа Э.Дега “Сидящий Мане”, выполненная карандашом.
Отдел рисунков, знакомит также с рисунками Рафаэля Санти, Джованни Баттиста Тьеполо, Питера Пауля Рубенса, Эдгара Дега и других художников. Невозможно оторвать глаз от таких замечательных произведений, как “Автопортрет” Рембрандта, “Автопортрет с рукой и подушкой” Дюрера и “Портрет Питера Брейгеля младшего” Антониса Ван Дейка.

Гениальные рембрандтовские рисунки – “Три креста”, “Распятие” и “Христос между двумя разбойниками” – композиционно и духовной своей наполненностью восходят к Ван Эйку.

Рембрандт. Тайная вечеря-1635 г. Три креста.
Рембрандт. Тайная вечеря-1635 г. Три креста.

Великие мастера европейской живописи: Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рембрандт, а также гравюры Ван Дейка, Дюрера, Эдгара Дега, Тулуз Лотрека, Брейгеля и многих других художников широко представлены в коллекции “Рисунков и литографий”.

Рембрандт "Автопортрет". Дюрер Автопортрет с рукой и подушкой. Антонис Ван Дейк-Портрет Питера Брейгеля младшего.
Рембрандт “Автопортрет”. Дюрер Автопортрет с рукой и подушкой. Антонис Ван Дейк-Портрет Питера Брейгеля младшего.

Рисунки и гравюры открывают людям всё разнообразие человеческих чувств и человеческих деяний и, во всей полноте, человеческой духовности, охватывая эстетические и технические аспекты.

Тициан. Группа деревьев-1516-18 гг. Винсент ван Гог. Улица в Сент Морице
Тициан. Группа деревьев-1516-18 гг. Винсент ван Гог. Улица в Сент Морице

Какие бывают оттиски.

Слова “гравюра”, “литография”, “офорт” у всех на слуху, но чёткое определение этих понятий не всегда “под рукой”. Попробуем собрать определения этих хорошо знакомых слов в одном месте и как можно чётче и короче.
Так что такое гравюра, литография, акватинта, офорт и шелкография и в чём их различие.

Гравюра.

Гравюра и литография – это разные вещи.
Гравюра – это особый вид графического искусства, где изображение картины или рисунка достигается путём оттиска с клише, предварительно подготовленного гравёром на медной пластине. Сформировался такой вид искусства в период Ренессанса, где-то в конце XIV-го века. Хотя, на самом деле, сам принцип оттиска, был известен с древнейших времён. Ксилография или гравюра на дереве использовалась ещё в VI веке в Древнем Китае.
Гравюры бывают двух типов:
1. Гравюра высокой печати. К ней относятся ксилография

Альбрехт Дюрер. Меланхолия. Гравюра на меди 1514 г.
Альбрехт Дюрер. Меланхолия. Гравюра на меди 1514 г.

(Ксилография – гравюра на дереве, использующаяся для печати изображений и текстов. На отшлифованную поверхность наносится рисунок, после чего линии рисунка обрезаются с обеих сторон острым ножом, а фон выбирается широкими стамесками до глубины 2-5 мм ), автоцинкография– разновидность выпуклой гравюры: рису­нок наносится художником от руки непосредственно на поверхность ме­таллической (цинковой, магниевой или др.) доски для последующего травления по способу штриховой цинкографии, линогравюра – способ гравирования на линолеуме. В полиграфии, относится к иллюстрационным печатным формам высокой печати и высокая гравюра на металле (Этот вид гравюры был в употреблении в 15-16 вв. Материалом служили медь, латунь, олово или свинец.)

Работа Майсенских мастеров в технике акватинта.
Работа Майсенских мастеров в технике акватинта.

2. Гравюра глубокой печати. К ней относятся разновидности техники офорта, такие как акватинта, лавис (от французского lavis — растушёвка, рисование водяной краской), резерваж (фр. reservage– способ двухцветной окраски керамических изделий поливкой их цветным ангобом по рисунку, предварительно нанесенному салом или маслом; после легкого прожигания изделий жир выгорает, полученный двухцветный рисунок покрывается прозрачной глазурью, и изделие вторично обжигается, (Ангоб – это специальная подглазурная краска по керамике, которая состоит из глины и цветных пигментов. Эта краска очень экологичная. Ангоб имел широкое распространение в античном керамическом производстве), а также резцовая гравюра (старейшая разновидность гравюры на металле), сухая игла, пунктирная гравюра и меццо-тинто.
Офорт, как особая техника гравюрной печати, возник в XVI веке. В гравюре глубокой печати краска, в процессе печатания переноситься из углублений различной формы и глубины. При такой печати, с выступающих мест краска, нанесенная на всю поверхность формы перед печатанием, стирается и остаётся только та, которая находится в углублениях. Величайшим мастером офорта был голландский живописец и график, Рембрандт.

Акватинта, как разновидность офорта и её особенности.

Акватинта (лат. aqua – вода и tinto – цвет, оттенок) – это разновидность офорта, она является одной из наиболее сложных и трудоёмких техник глубокой печати, или, так называемой углубленной гравюры, позволяющая создавать тиражные рисунки с богатой тональной плоскостью, состоящей из мельчайших точек. Тираж штампа, изготовленного по методу акватинты, не слишком большой – около 250-500 экземпляров.
Материалом для создания такой авторской печатной формы, как акватинта, служит металл (главным образом, медь и цинк).
Метод акватинты, как и офорта, в отличие от гравюр, основан на процессе травления металлической доски кислотой, через нанесённую канифольную или асфальтовую пыль. Чаще всего, акватинта применяется в сочетании с офортом, которым обозначают контурные линии и мелкие детали изображения. Акватинта появилась во Франции в 1760-ых годах. Среди первых, кто начал использовать акватинту, был француз Жан Батист Лепренс (1734-1781) – создатель знаменитых «Русских типов», а также Франсиско Гойя, использовавший её в своих «Каприччос». Распространение в Европе акватинта получила в 18-20-ых веках.
Отличие офорта и акватинты (или гравюры глубокой печати) от гравюры высокой печати заключена в том, что краска на бумагу попадает с углублений на гравюрной доске, поскольку с непротравленных выпуклых частей, краска удаляется перед печатанием.
Такое травление создает при печати эффект тонового рисунка, более всего при однотонной печати напоминающего гризайль. Дополнение акватинты к четкому, даже иногда резкому своими очертаниями чистому офорту, придает гравюре живописность и напоминает рисунок или акварель.
Известны черно-белые и цветные акватинты.

Блюдо Майсенских мастеров. Трансферная печать на керамике, в технике акватинта. Английская мануфактура.
Блюдо Майсенских мастеров. Трансферная печать на керамике, в технике акватинта. Английская мануфактура.

В самом начале развития такой техники декорирования фарфоровых изделий, использовался синий кобальт, в дальнейшем стали использовать зелёный, розовый, чёрный, коричневый. После 1848 года, такие изображения стали делать трехцветными. А в дальнейшем, для многоцветности использовали ручную дорисовку и отделку золочением, уже поверх глазури.

Литография и шелкография

Литография и шелкография ошибочно относят к гравюре. На самом деле они являются видами эстампа – плоской печати, но не гравюры, то есть, без предварительной гравировки рисунка на клише.
Шелкография — усовершенствованный вид трафаретной печати. Её особенность — использование сеток уменьшённой толщины из полиэфира, нейлона или разных металлов. Нити расположены достаточно плотно, что обеспечивает высокую степень детализации рисунков. Технологию используют для обработки поверхностей из дерева, керамики, стекла, металла, текстиля.

Заключение.

Коллекция музея содержит более 17 000 рисунков, 15 миллионов гравюр и 12 тысяч иллюстрированных книг.
И с каждым годом эта коллекция становится всё более обширной.
В принципе, в МЕТ музее можно провести весь день, любуясь экспозицией этого раздела огромного и замечательного музея.
Майя Михайлова.




Leave a Reply